Блог

История автомобиля Нива

Вернуться

В апреле 2025 года LADA Niva исполнилось 48 лет — почти полвека этот легендарный внедорожник не сходит с конвейера, становится лучше, сохраняя при этом первоначальную концепцию. За это время было выпущено 2,5 млн. автомобилей, треть которых отправилась на экспорт. Лада Нива (ВАЗ-2121 и новые модели) — единственный российский автомобиль, покоривший все континенты планеты, участвующий и побеждающий в десятках ралли. Как появился на свет ВАЗ-2121, кто участвовал в его разработке и что менялось в нем с течением времени — рассказываем историю создания культового автомобиля.

В каком году появилась первая Нива?

5 апреля 1977 года — день рождения ВАЗ-2121 Нива. Но перед этим были долгие 7 лет поисков, разработок и испытаний.

Задача создания автомобиля, способного стереть грань между селом и городом, была поставлена в 1970 году Алексеем Косыгиным, председателем Совмина СССР. Машина должна была получиться универсальной, способной угодить и городским жителям, и колхозникам: практичной, проходимой, органичной. К работе подключилось целое бюро Волжского автомобильного завода.

Автором концепции и создателем Нивы считается главный конструктор ВАЗ Владимир Соловьев. Вместе с другими конструкторами, Петром Прусовым и Львом Вихко, он разработал и отстоял проект автомобиля с несущим кузовом, дисковыми передними тормозами, независимой передней подвеской. Интересно, что отказ от рамной конструкции был обусловлен исключительно тем, что на заводе не производили рамы.

Впоследствии Петр Прусов активно развивал экспортные модели и модели специального назначения. Благодаря ему на платформе Нивы появились броневики, пикапы и болотоходы.

Узнаваемый вид и практичный интерьер, который по современным меркам может показаться аскетичным, были разработаны службой дизайна под руководством главного дизайнера ВАЗ Марка Демидовцева. Внешним видом внедорожник обязан дизайнеру Валерию Семушкину. Он проявил себя не только как талантливый художник, но и знаток жизни в сельской местности. Изначально самая первая Нива должна была быть тентованной, а значит водитель и пассажиры не были надежно защищены от дорожной пыли. Несмотря ни на что, такой проект разрабатывался, однако параллельно велись работы над моделью с цельным закрытым кузовом. В итоге вариант с открытым кузовом даже не рассматривали — настолько удачной получилась альтернативная версия.

Так появилось первое поколение Нивы — компактного советского, а затем и российского внедорожника с безрамным кузовом и постоянным полным приводом.

Развитие модели

  • 1971. Сборка первого опытного образца Э2121. Модель лишь отдаленно напоминала свою современную версию. Но именно благодаря ей удалось выбрать наиболее подходящие тип двигателя и коробки передач, внедрить понижающие передачи и блокировку межосевого дифференциала.

  • 1972. Сборка промышленного образца 2Э2121. Нива уже похожа на серийную модель.

  • 1974. Доработка экстерьера. Вместо задних фонарей от ВАЗ-2103 были установлены фонари от ВАЗ-2106, отсюда же были позаимствованы надфарники. Вместо алюминиевого бампера установили хромированный. Добавили второе наружное зеркало дальнего вида.

  • 1977. Старт серийного производства.

  • 1978. Появление экспортной версии ВАЗ-21211 с мотором 1,3 л.

  • 1980. Производство экспортной праворульной версии ВАЗ-21212. Разработана, в первую очередь, для английского рынка. Поставлялась во многие другие страны, включая Австралию и Ямайку. Это единственная машина, которую СССР поставлял в Японию.

  • 1990. Появление модификации с двигателем ВАЗ-21214 с центральным впрыском и гидрокомпенсаторами.

  • 1993. Начало производства Нивы ВАЗ-21213, оснащенной новым мотором 1,7 л и карбюратором «Солекс», 5-ступенчатой МКПП, обновленным салоном, кузовом и светотехникой.

  • 1995. Появление 5-дверных и дизельных модификаций.

  • 2001. Смена названия на LADA 4X4. Вызвана необходимостью партнерских отношений АВТОВАЗ и GM, в результате чего ТМ Niva использовалась в автомобилях Chevrolet.

  • 2002. Серийное производство автомобиля с инжекторным 1,7-литровым двигателем.

  • 2007. Оснащение гидроусилителем рулевого управления.

  • 2009. Серьезная модернизация с переработкой шасси. Внедрили двигатель ВАЗ-21214М с распределенным впрыском.

  • 2011. Косметические изменения в салоне. Внедрили диагональную тормозную схему, электронную педаль газа и ABS.

  • 2013. Улучшение антикоррозийной обработки кузова. Добавили дневные ходовые огни.

  • 2014. Выпуск Нивы в версии Urban с подогревом и кондиционером. Доработали подвеску.

  • 2016. Переработка шасси: замена подшипников ступицы передних колес, установка газонаполненных амортизаторов. Редуктор переднего моста получил независимое крепление. Добавили электростеклоподъемники и антиблокировочную систему в базовую комплектацию.

  • 2021. Рестайлинг Нивы и возвращение названия. Обновленная и улучшенная модель получила приставку Legend. Наряду с ней продолжили выпускать потомка Chevrolet Niva — Niva Travel.

Современные модификации Нивы

Полвека для модельного ряда — повод для гордости отечественного автопрома. Несмотря на то, что на современном авторынке представлены более удобные и продвинутые внедорожники, история модели ВАЗ-2121 далеко от завершения. Niva не теряет своей актуальности благодаря простоте конструкции, низкой цене и хорошему запасу прочности.

По состоянию на начало 2025 года АВТОВАЗ предлагает две модели Niva в разных комплектациях: Travel и Legend.

Niva Travel — обновленная модель 5-дверного внедорожника Chevrolet Niva с измененным дизайном, выпускается с 2021 года. В том же году в модельном ряду АВТОВАЗ появился последователь первой трехдверной Нива (ВАЗ-2121) с новым названием — Niva Legend. Как и у Travel, изменения по сравнению с предыдущими версиями были преимущественно косметическими.

Классическая Niva Legend стоит меньше модификации Travel. Она более динамичная, проходимая и простая в обслуживании. Niva Travel считается универсальнее и комфортнее. Она органичнее смотрится на городских улицах, но в меньшей степени приспособлена к сложным условиям эксплуатации.


Вернуться

Ваше сообщение нами получено и в ближайшее время мы свяжемся с вами.

Вернуться к форме

Мы используем файлы cookie для корректной работы сайта и вашего удобства. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie в соответствии с Положением об обработке файлов cookie.

Принять Отказаться
Ваши параметры конфиденциальности

Для реализации основных функций сайта, сбора данных о том, как посетители взаимодействуют с нашим сайтом, и в целях повышения удобства использования и отображения актуальных рекламных объявлений мы используем cookie-файлы. Информация, содержащаяся в файлах, может касаться Вас, Ваших предпочтений или Вашего устройства. Такая информация не идентифицирует Вас прямо, однако может дать Вам более персонализированный опыт работы в Интернете. Вы можете настроить удобные для Вас файлы cookie, кроме технических. Отмена некоторых cookie может повлиять на работоспособность сайта.

Статистические куки позволяют определять предпочтения пользователей сайта. Компании, которым мы поручаем обработку статистических куки: Яндекс Метрика – сервис веб-аналитики, предоставляемый ООО «Яндекс». Адрес: г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16, 119021. Политика конфиденциальности Яндекс. Google Analytics – сервис веб-аналитики, предоставляемый компанией Google, Inc. Адрес: Google, Google Data Protection Office, 1600 Amphitheatre Pkwy, Mountain View, CA 94043, USA. Политика конфиденциальности Google.
Необходимы для корректной работы сайта и не могут быть отключены. Технические настройки (технические куки) хранят технические данные Вашего выбора (например, языкового) и не используются для сбора статистических данных.